Закрытые токопроводы (шннопроводы) представляют собой законченное комплектное устройство, монтаж которого заключается только в подъеме и закреплении на заранее установленных конструкциях и присоединении к электросети.
Заводами выпускаются распределительные и магистральные шинопроводы для двух-, трех- и четырех-проводных сетей штепсельного и глухого присоединения. Комплектные шинопроводы заводского изготовления обеспечивают гибкость и универсальность цеховых электрических сетей. Сети, выполненные из шинопроводов, содержат прямые участки, повороты и разветвления, ответвления к электроприемнпкам, подводы питания и, кроме того, устройства для компенсации и транспозиции. Шинопроводы для распределительных сетей, называемые распределительными, служат для питания значительного числа электроприемников. Магистральные шннопроводы предназначены для питания распределительных шинопроводов, силовых шкафов и крупных электроприемников, т. е. сравнительно ограниченного числа потребителей.
Распределительные шинопроводы серии ШРА-64 выпускаются напряжением до 500 в на номинальные токи 250, 400 и 600 в из типовых элементов в виде прямых и угловых секций и комплектуются вводными и отвегвительными коробками (для штепсельного присоединения) с предохранителями пли автоматами. Для установки шинопроводов поставляются конструкции трех типов: стойки для установки над полом, кронштейны для крепления на стенах и колоннах и подвесы для закрепления к фермам.
Секция шинопровода состоит из четырех алюминиевых шин одинакового сечения (нулевая шина имеет одинаковое сечение с фазными), закрепленных в изоляционных клицах и заключенных в защитный стальной кожух. Алюминиевые шины в местах штепсельного присоединения опрессованы медными накладками, что обеспечивает надежность разъемного контакта. Контроль напряжения на шинопроводе осуществляется в коробке с указателем напряжения (сигнальными лампами).
Установленные на опорных конструкциях секции шинопровода закрепляют нажимными болтами. При этом шинопровод располагают так, чтобы нулевая шина находилась в верхней его части.
Соединение концов шин производят болтами ступенчато. Короба соединяемых секций скрепляют винтами и приваркой соединительных планок к лапкам на коробах. После окончания сборки и заземления шинопровода закрывают крышками монтажные окна при помощи прижимов и устанавливают вводные и ответвительные коробки. Конструкция магистральных шинопроводов серии ШМА-59 имеет ряд особенностей. Шины разных фаз спарены по две на фазу, и разделены между собой тонкой изоляционной прокладкой. Шины заключены в стальной перфорированный кожух. Соединение шин двух соседних секций производят с помощью болта или сваркой. Соединение шин болтом является оригинальным решением и выполнено следующим образом: стальной болт диаметром , 30 мм проходит через изоляционную втулку, набор изолирующих и металлических шайб и тарельчатые пружины и затягивается двумя гайками. Затяжкой гаек обеспечивается постоянное давление в 12—14 Т на контактные поверхности шин. Металлический кожух шинопровода и стяжной болт соединения заземляют при помощи стальной полосы 40X4 мм, прокладываемой вдоль шинопровода. Шинопроводы закрепляют на специальных кронштейнах к стенам или на стойках к полу цеха.
В настоящее время выпущен модернизированный шинопровод серии ШМА-65 в защищенном исполнении с тремя спаренными изолированными шинами на ток 1 600 а и напряжение 1 ООО в.
Для внутрицехового электроснабжения промышленных предприятий применяются открытые шинные мягистрали из голых алюминиевых шин, располагаемые на фермах зданий, на скобах с троллейбусными или другими опорно-штыревыми изоляторами.
Открытые шинные магистрали на напряжение до 1 ООО в изготовляются по предварительным замерам на МЗУ в комплекте со всеми ответвлениями. После изготовления шины пофазно маркируют, сматывают на специальных приспособлениях в бухты диаметром около
2 м и транспортируют на объекты.
Конструкции с натяжными устройствами и опорными изоляторами, а также с секционными разъединителями устанавливаются на нижних поясах ферм после окраски металлических или побелки железобетонных ферм.
Монтаж шинных магистралей производится в следующем порядке: на полу цеха раскатываются бухты, правятся и вытягиваются шины, а затем производится подъем и протягивание шинных магистралей между фермами с помощью лебедки (иногда используется лебедка телескопической вышки). На свободном конце лебедки крепится зажим для шины, а сам трос пропускается между фермами через направляющие ролики, установленные на конечных фермах пролета монтируемой шинной магистрали. После протягивания шины закрепляются на натяжных устройствах и опорных изоляторах. Работы по монтажу шинных магистралей производятся с мостовых кранов, которые должны быть к этому времени введены в эксплуатацию.
Монтаж открытых шинных магистралей регламентирован определенными правилами: не допускается прокладка магистралей в сырых помещениях с химически активной средой, а также в помещениях пожароопасных и взрывоопасных всех классов; высота расположения магистралей должна быть не менее 3,5 м от уровня пола и не менее 2,5 м от настила моста крана; при расположении магистралей на высоте меньшей чем 2,5 м от настила крана на нем должны быть предусмотрены соответствующие защитные ограждения под магистралями; концевые конструкции для магистралей, прокладываемых вдоль цеха, рассчитаны на нагрузку, не превышающую 500 кГ, а для магистралей, прокладываемых вдоль ферм, до 300 кГ, в силу чего не допускается использование этих конструкций для тяжений шин (лент) с целью их правки; расстояние между точками крепления шинопроводов не должно превышать 3 м.
Натяжение шин (лент) не должно превосходить величин, указанных в монтажных инструкциях. Контроль за натяжением осуществляется динамометром либо по стрелам провеса.
Шины, проходящие через температурные швы зданий, жестко закрепляют с обеих сторон границы шва и устанавливают перемычки с компенсатором (изгиб ленты).
Все ответвления и присоединения к магистрали выполняются дуговой электросваркой.