Транспортировка трансформаторов до места установки является важнейшей технологической операцией, во многом определяющей сохранность трансформатора. Основным видом транспортировки является железнодорожный транспорт. Если на подстанции или станции не имеется подъездных железнодорожных путей, после разгрузки с железной дороги трансформаторы доставляют к месту установки нерельсовым транспортом.
Значительная масса и габаритные размеры мощных силовых трансформаторов на напряжение ПО—750 кВ не позволяют обеспечить их транспортировку в собранном виде, поэтому перед отправкой с завода их частично демонтируют. Объем демонтажа трансформатора определяется железнодорожными ограничениями по массе И габаритам, а также требованиями по сохранности
трансформатора и его комплектующих узлов. Для трансформаторов предельных мощностей и на сверхвысокое. напряжение транспортные ограничения являются основными требованиями, определяющими конструкцию их активной части и бака.
Демонтаж производят на основании конструкторского технического документа (ведомость демонтажа), определяющего не только его объем, но и способ упаковки и транспортировки трансформатора, его комплектующих узлов и деталей. Ведомость демонтажа входит в комплект сопроводительной технической документации трансформатора и используется также в период проверки комплектности поставки и сборки трансформатора.
Трансформаторы на напряжение до 35 кВ, мощностью до 1,6 МБ-А, имеющие систему охлаждения типа М, транспортируются полностью собранными и залитыми маслом. Трансформаторы мощностью 1,6 MB-А и более транспортируют с демонтированной системой охлаждения. Радиаторы и охладители отправляют, как правило, без дополнительной упаковки. Для защиты их внутренних полостей от загрязнения и увлажнения входные и выходные патрубки радиаторов и охладителей закрывают заглушками с резиновыми уплотняющими прокладками. Так же транспортируют патрубки маслопровода системы охлаждения типа ДЦ и Ц. Остальные комплектующие детали системы охлаждения транспортируют упакованными в деревянных ящиках.
Перед отправкой трансформаторов с завода производят демонтаж всех выступающих за очертания железнодорожного габарита комплектующих узлов и деталей (вводов, установок трансформаторов тока, расширителя, выхлопной трубы и др.). Демонтажу подлежат также легко повреждаемые узлы и детали трансформатора, например низковольтные вводы напряжением до 35 кВ, газовое реле и др. В некоторых трансформаторах на напряжение до 35 кВ вводы не демонтируются, а на время транспортировки закрываются защитным кожухом.
После демонтажа комплектующих узлов подготавливают активную часть к транспортировке в баке трансформатора. В процессе подготовки активную часть раскрепляют в баке, укладывают и закрепляют отводы, устанавливают и закрепляют бакелитовые цилиндры высоковольтных вводов (если они транспортируются внутри бака трансформатора).
Активную часть трансформаторов на напряжение до 35 кВ раскрепляют только в верхней части бака. Причем, если активная часть жестко крепится на крышке бака, для ее раскрепления применяют винты, вворачиваемые снаружи в стенки бака, внутри бака они упираются в предусмотренные конструкцией опорные площадки на верхних ярмовых балках активной части. Для обеспечения маслоплотности трансформатора винты с внешней стороны бака герметизируют металлическими стаканами и уплотняющими прокладками. Если активная часть не соединена с крышкой, ее раскрепление производят, внутри бака при помощи болтов, скоб и других приспособлений.
Активные части мощных трансформаторов на напряжение ПО—750 кВ раскрепляют в верхней и нижней частях бака трансформатора при помощи винтовых домкратов. В нижней части бака активную часть обычно раскрепляют с обеих сторон в продольном направлении. В верхней части бака активные части раскрепляются со всех сторон бака в продольном и поперечном направлениях. Количество домкратов зависит от особенностей конструкции трансформатора. Домкраты могут устанавливаться внутри бака трансформатора с упором в стенку бака и активной части или проходить сквозь стенку бака. Доступ к домкратам, расположенным внутри бака, осуществляется через люки. Если домкраты проходят сквозь стенку бака, для обеспечения маслоплотности трансформатора их герметизируют заглушками с уплотняющими прокладками.
Во избежание повреждения отводы обмоток, предназначенные для подсоединения к вводам, укладывают и привязывают к конструктивным деталям, расположенным в верхней части активной части. В некоторых трансформаторах для закрепления отводов устанавливают транспортные детали, которые удаляют в процессе монтажа.
На время транспортировки бакелитовые цилиндры вводов закрепляют на транспортном фланце. Причем на одном фланце могут быть закреплены несколько цилиндров различного диаметра. Собранные на фланце бакелитовые цилиндры устанавливают внутрь бака через предназначенные для монтажа высоковольтного ввода люки, а фланец крепят к баку через уплотняющие прокладки.
В некоторых трансформаторах, отправляемых без масла, на время транспортировки внутри бака устанавливают патрон, заполненный сухим силикагелем, предназначенный для осушки воздуха или азота в баке. Патрон крепят к заглушке, устанавливаемой на одном из отверстий демонтированного ввода.
Упаковку активной части производят согласно чертежу «Демонтаж активной части», который входит в комплект технической документации трансформатора.
После окончания работ по подготовке к транспортировке активной части бак трансформатора надежно герметизируют. Образовавшиеся после демонтажа комплектующих узлов отверстия закрывают транспортными заглушками с уплотняющими прокладками.
Перед отправкой трансформаторов с завода особое внимание уделяется мероприятиям по обеспечению сохранности их изоляции во время транспортировки и хранения в результате воздействия на нее окружающей среды. Для этого трансформаторы герметизируют и заполняют трансформаторным маслом. Герметичность трансформатора проверяется путем создания в баке избыточного давления масла, сухого азота или воздуха в зависимости от способа транспортировки трансформатора. Способ защиты изоляции от воздействия окружающей среды определяется транспортным состоянием трансформатора и из-за транспортных ограничений зависит от его массы и габаритных размеров.
Трансформаторы, отправляемые с установленным расширителем, заполняют маслом до необходимого уровня масла в расширителе. Для сообщения расширителя с окружающим воздухом устанавливают воздухоосушитель, заполненный сухим силикагелем. Этот способ применяют в основном для трансформаторов на напряжение до 35 кВ небольшой мощности (примерно до 10 МБ-А).
Трансформаторы, отправляемые без установленного расширителя, заполняют маслом до уровня 200—250 мм от верхней крышки бака. Предназначенное для компенсации температурных изменений масла свободное пространство в баке заполняют сухим, азотом или воздухом и надежно герметизируют. Этот способ применяется в основном для трансформаторов на напряжение 110— 500 кВ и мощных трансформаторов на напряжение 35 кВ.
Некоторые трансформаторы, в основном предельных мощностей и на сверхвысокое напряжение, отправляют с завода без масла. При этом тщательно герметизированный бак трансформатора заполняется сухим азотом или воздухом до избыточного давления 15—50 кПа. На время транспортировки и временного хранения к трансформатору подсоединяется установка беспрерывной подпитки бака сухим азотом, обеспечивающая поддержание в нем избыточного давления не менее 15 кПа в течение 30 сут.
Перед применением баллона с азотом необходимо удалить сконденсированную в нем влагу. Для этого его необходимо перевернуть вниз вентилем и после выдержки в таком состоянии в течение не менее 8 ч на несколько секунд приоткрыть вентиль до полного удаления воды. После закрепления новых баллонов на установке необходимо при закрытом вентиле на радиаторе мыльным раствором проверить герметичность их вентилей и мест соединения с трубопроводом. При замене баллонов вентиль на баке трансформатора должен быть закрыт.
При перевозке трансформаторов с маслом опасность ухудшения изоляции значительно меньше, чем при перевозке их без масла.
На трансформаторных заводах для контрольной сборки и испытания трансформатора обычно применяются инвентарные вводы, а высоковольтные вводы, предназначенные для установки на трансформатор, отправляют в упаковке завода — изготовителя вводов.
Установки трансформаторов тока отправляют без упаковок. Перед отправкой отверстия в установках закрывают заглушками с уплотняющими прокладками, кожух установки заполняется трансформаторным маслом. Расширитель, выхлопная труба, термосифонные и абсорбные фильтры, каретки, катки и другие металлические конструкции отправляются без упаковки. Аппаратуру, крепеж, контрольный кабель, .запасные части и детали транспортируют в деревянных ящиках.